Золотая осень - время для прогулок по городу! Внимательный горожанин обратит внимание на старинные канализационные люки, которые встречаются еще на улицах Калининграда.
На многих люках есть маркировка о производителе и дате выпуска. В музее "Водоканала" органичным образом вписаны три канализационных люка 1938 года с надписью " L.Steinfurt. A-G." Если бы нам удалось попасть в Кенигсберг 1938 года, то мы обнаружили бы имя Леопольда Штайнфурта в названии машиностроительного производства Waggon -Fabrik L.Steinfurt Aktiengesellschaft, которое в то время выпускало железнодорожные и трамвайные вагоны, электромобили и чугунное литьё.
Компания берет свое начало от «Metalspritzen- und Maschinenfabrik Leopold Steinfurt», выпускавшей вручную гидравлические прессы, насосы, шнеки. Основана она 13 января 1830 году Бенджамином Леопольдом Штайнфуртом. С этого момента начинается рост производства - скупаются соседние земли, строятся новые цеха. В 1831 году Леопольд Штайнфурт женится на Амалии Эрдмуте Вульф. От этого брака на свет появились одиннадцать детей, но до совершеннолетия дожили только девочки.
Не все было радужным, так в 1832 году для приобретения земли, машин и инструментов потребовались значительные средства, которые мог бы получить в кругу друзей и родственников (в том числе у знаменитого астронома Бесселя) в виде займа в 1000 талеров под 5% годовых. И при этом в 1832 году компания уже демонстрирует модель парового двигателя на второй художественно-торговой выставке в Кёнигсберге. С 1843 по 1845 годы происходит строительство нового механического цеха на вновь приобретенном участке в Вайдендамме с металлообрабатывающим цехом, латунным цехом, машинным и котельным цехом, а также литейным цехом с двумя вагранками. Итогом введенного производства стало участие в крупной торговой выставке провинции Пруссия. На выставке представлено 20 изделий, в том числе паровая машина низкого давления, котел (из пластин английской стали), различные насосы и гидравлические прессы. Выставка принесла большой успех, что позволило в 1856 году построить первый и единственный корабль. Пароход, построенный по заказу правительства, грузоподъемностью 50 т, спущен на воду после периода строительства всего за полгода.
В 1864 году Леопольд Штайнфурт скончался. Актуальным встал вопрос о наследстве. Одна из дочерей Лаура Штайнфурт вышла замуж за талантливого инженера из Штеттина Фрица Хоймана, недавно устроивовшегося на завод отца. Зять получил с женой наследство Штайнфурта, с обязательством сохранения имени основателя компании в названии фирмы.
Предприятие начало новое развитие. В 1865 году завод получает заказ от Королевской Восточной железной дороги на поставку 50 полувагонов. В 1867 году на заводе "Ваггон Фабрик Л.Штайнфурт" А.Г. (Waggon -Fabrik L.Steinfurt A.G.) был выпущен первый железнодорожный вагон, и производство пошло в ускоренном темпе. За 1873 год, например, выпустили 1000 вагонов. Заказы следовали один за другим. Наряду с грузовыми и специализированными вагонами, фабрика выпускала пассажирские вагоны 4-х классов, включая шикарные вагоны-рестораны. За 1891 год изготовил 5000 вагонов, за 1899 год - 10 000 вагонов! В 1901 году завод изготовил для Кенигсберга 56 трамвайных двухосных моторных вагонов с четырьмя окнами.
Когда Фрицу Хейманну исполнилось 63 года, он решил уйти на покой и передать дела сыну Феликсу (1869-1932), который в 1904 году стал партнером. После смерти Фрица Хоймана в 1905 году его сын, коммерческий советник доктор Феликс Хойманн взял на себя управление компанией. Феликс приехал в Кенигсберг и увидел, что дела старой фирмы уже не вписывались в новые условия жизни. Вагонная фабрика на Вайдендамме продолжала коптить небо, вызывая недовольство жителей и беспокойство городских властей. А можете себе представить, что для транспортировки вагонов в гавань или к подъездным путям, приходилось запрягать цугом десять лошадей и катить вагон через весь город, парализуя уличное движение. Кроме того, муниципалитет упорно не давал согласия на расширение площадок для хранения угля, металла и заготовок в жилом густонаселенном районе на острове Ломзе.
В 1903 году было принято решение приобрести 89 000 квадратных метров территории в низменности у реки Прегеля в районе Ратсхоф. Здесь выросли заводские корпуса. Через год, на освоенных производственных площадях уже изготовили первые вагоны. Число рабочих подошло к одной тысячи человек. К вагонной фабрике присоединились лесопилка, погрузочные платформы, склады.
На вагонной фабрике Штайнфурта трудились многие талантливые работники. Из них все историки особенно отмечают Карла Шарфенберга (1874 -1938) - автора изобретения центральной буферной муфты (DRP No 188845), для производства которой в Штайнфурте было создано специальное отделение. Его автоматическая сцепка вагонов оказалась столь удачной, что и по сей день применяется на рельсовом транспорте во многих странах, включая Россию. И когда, посетив Москву, вы поедете в метро, то знайте, что метрополитеновские вагоны соединены между собой сцепкой Шарфенберга, можно сказать, нашего земляка.
Фабрика Штайнфурта продолжала выпускать трамвайные вагоны, оснащенные автосцепкой К.Шарфенберга, железнодорожные вагоны, электромобили и чугунное литьё. Модернизация вагонов следовала одна за другой. В 1922 году, под давлением обстоятельств, фирма преобразовалась в "Ваггонфабрик Л.Штайнфурт Актиенгезельшафт" (Waggonfabrik L.Steinfurt Aktiengesellschaft) и в таком виде просуществовала до 1945 года. После смерти Феликса Хейманна некоторое участие в деле принимал его брат Макс Хейманн (1870 -1939).
Затем в деле приняли участие сыновья Феликса Хейманна - Фридрих и Макс, но в 1945 году они пропали без вести. В ноябре 1945 года Совет Народных комиссаров СССР принял решение о включении в строй действующих предприятий кёнигсбергский вагоностроительный завод.
Память же о фирме и ее основателе Леопольде Штайнфурте осталась только в канализационных люках на улицах Калининграда, под ногами прохожих.
Предварительная запись на экскурсии в Музей Водоканала обязательна!
Заявки принимаются по тел. +7 4012 936-158
Музей Водоканала во вконтакте: https://vk.com/museumvodokanal39
Музей Водоканала в телеграме: https://t.me/museumvodokanal39