Калининградский «Водоканал» — предприятие с многолетней богатой историей, где по праву гордятся своими трудовыми династиями. Здесь трудятся целыми семьями, на смену дедам приходят внуки, правнуки... А если родители, отработавшие много лет на предприятии, доверяют ему судьбы своих детей и внуков, значит, у такого предприятия есть будущее.
Наш собеседник, слесарь аварийно-восстановительных работ 5 разряда Раймонд ГРИНЕВИЧ признается, что если его дочь когда-нибудь захочет работать рядом с отцом, он не будет против.
— Здесь стабильно и комфортно. Это — самое главное сегодня, — уверен Раймонд.
Именно о такой работе мечтал 19 лет назад выпускник калининградского коммунально-строительного техникума, вчерашний военнослужащий СА Раймонд Гриневич.
— На дворе –2003-й год. С работой трудно, - вспоминает Раймонд Юрьевич. И просит не называть по имени-отчеству: мужчине всего-то 41 год. — Уже был женат, в семье вот-вот должен был появиться первенец. Надо было что-то решать с работой. Работать «на дядю» не хотелось — никакой уверенности в том, что твой рабочий день сегодня не станет крайним завтра.
— Хотелось чего-то стабильного, постоянного, с заработком не от случая к случаю. Знакомые предложили попробовать поработать в «Водоканале». С одной стороны все устраивало: государственное предприятие, зарплату обещают платить вовремя, практически по специальности, т.е. учился не зря. Решил попробовать.
Тогда, в 2003 году, Раймонд вряд ли предполагал, что запись в трудовой книжке будет единственной на протяжении последующих 19-ти лет: принят на должность слесаря аварийно-восстановительных работ 3 разряда.
Три месяца испытательного срока показали, что работать можно и нужно. Несмотря на то, что на производство пришел после учебной скамьи техникума, в «Водоканале» пришлось пройти другие «университеты». Прикрепили наставника, который обучил всему тому, чего не расскажут в учебных аудиториях.
Особенно о том, что работа слесаря АВР – это тяжелый физический труд. Рабочие смены не только днем, но и ночью. Не на, а под городом, где своя жизнь – коммуникации поверх трубопроводов советских и немецких. И все это надо знать, все учитывать в работе. Такому нигде не научат.
Тяжелый труд парня не пугал, скорее, наоборот — Раймонд всегда был хорошо развит физически, а такая работа даже помогала держать себя в форме.
— Смена на смену не похожа, иногда даже передохнуть некогда. Бывает, за 12 часов смены бригада ни разу не возвращалась на базу. Самое напряженное время — зима. Летом полегче.
С 2003-го утекло ни много, ни мало — почти два десятка лет. А сколько за это время пришлось ликвидировать реальных утечек, сколько руками его коллег переложено труб — сосчитать нереально. По самым скромным прикидкам — несколько десятков километров.
Помнятся не все аварии, но одна отложилась в памяти.
— В первых числах января нового года, лет 5-7 назад, крупная авария случилась в районе проспекта Калинина. Лопнула труба, залило большой участок. Ликвидировали ее не один день и силами не одной бригады. Люди не почувствовали неудобств — ликвидаторы аварии сделали все, чтобы люди в самый холод не остались ни без тепла, ни без воды, — вспоминает слесарь Гриневич.
Главная задача слесаря АВР — обеспечить исправную работу всех трубопроводных систем, которые проложены под землей.
О том, что работа сопряжена с риском, Раймонд говорит неохотно. Может быть потому, что технике безопасности на предприятии уделяется огромное внимание. И это не просто слова.
Раймонд не любит распространяться, но его работа связана с риском. Нередко приходится ремонтировать там, где небезопасно. Поэтому прежде, чем приступить к ликвидации аварии, мастер смены проверяет аварийный участок на предмет скопления газов газоанализатором. Только после этого бригада приступает к работе. Если приходится спускаться на глубину, к защитному костюму крепится специальный фиксирующий ремень, каска на голову и - вперед, точнее, вниз, на глубину. А там — как в фантастическом фильме — трубы, кабели, провода...
Работа у бригады слесарей АВР и дневная, и ночная. Каждая рабочая смена начинается с получения нарядов на предстоящий день. В случае «простого» задания бригада справляется с ним за несколько часов, затем может переключаться на следующее. Но бывает, что вся смена уходит на поиск и ликвидацию утечки не на один час. В общем, работа не из легких. А за годы на «Водоканале» Раймонд Гриневич выучил Калининград очень подробно: не только над, но и под землей.
— Я город знаю весь — вдоль и поперек. Только смотрим мы с калининградцами на одни и те же места по-разному — они видят только то, что на поверхности, а я — под землей, где, что и как проходит. Там второй город.
Работа еще интересна и тем, что попадается очень много артефактов, а так же часто приходится менять старые немецкие запчасти (инженерную сантехнику) на современные. Впоследствии они становились экспонатами музея «Водоканала». Пытался собирать и сам, но долго они в доме не задерживались, раздавал истинным коллекционерам.
Справляться со всеми задачами цеху водоснабжения и канализации получается, в том числе, благодаря современным материалам и технике.
— 19 лет мы только-только начинали менять старые трубы на современные пластиковые. Работать было в удовольствие: не дыры латаем, а меняем на трубы на настолько износоустойчивые и практичные, что точно знаешь: один раз поменял и это на долгие годы. В общем, сделал — и забыл.
Как только на службе бригады появился вакуумный экскаватор, работать стало и быстрее, и удобнее, и качественнее.
— Сегодняшние условия работы на порядок выше и лучше, чем было 19 лет назад. Руководство обеспечивает нас всем необходимым с тем, что мы могли работать грамотно, быстро и организованно. Бывают, конечно, сложности, но работу свою выполняем, справляемся.
За добросовестное отношение к делу Раймонд Гриневич награжден грамотой от руководства предприятия. Его третий разряд дорос до максимального — пятого.
Недавно все соцсети облетел ролик, где бригада слесарей АВР «Водоканала» устраняет утечку на улице Гайдара. Ночью, под тихий звук работающей техники. Быстро и качественно, с минимальными неудобствами для людей. Таковы рабочие будни нашего собеседника — налаживать бесперебойную работу одной из городских систем жизнеобеспечения.
Материал выпуска газеты «Новый Караван» от 24.08.2022 г.